События, которые в последние годы происходят в мусульманской сфере Татарстана, вызывают у наблюдателей множество вопросов. И главные из них: в чем причина происходящего и что делать? Много лет мы считали, что Татарстан является примером религиозного и национального благополучия. И вдруг, буквально в течение нескольких месяцев, информационное пространство наполнилось сообщениями о том, что Татарстан превращается в «логово ваххабизма», здесь процветает сепаратистские настроения, существует языковая проблема и так далее. Наблюдая за всем этим, складывалось ощущение, что против Республики ведется упорная и планомерная кампания. Цель ее очевидна – не просто дискредитация работы руководства Татарстана, но и дискредитация самой идеи национальных республик в составе РФ.
Радикальность молодежи Иногда, чтобы скрыть большую ложь ее надо прикрыть маленькой правдой. Правда заключается в том, что в Татарстане за последние годы действительно появились различные религиозные секты деструктивного характера и для мусульманского сообщества это является проблемой. Однако высшей степенью лжи было бы утверждение, что такая радикализация молодежи связана с политикой властей национальных республик, которые поддерживают деструктивные течения. Это и является ярким примером того, как маленькой правдой прикрывают большую ложь.
Радикализация молодежи это общероссийская проблема, которая в разных регионах имеет разные формы. Губерний и областей эта проблема касается не в меньшей, а может даже и в большой степени, чем национальных республик. Там радикализирующаяся русская молодежь создает группы наци-скинхедов и нападают на лиц не русской национальности, в массе своей мусульман из российских регионов Северного Кавказа, а также из бывших советских республик. По данным Информационно-аналитического центра «СОВА» только за октябрь-ноябрь 2012 года в Москве, Московской и Костромской областях в результате неонацистски мотивированных нападений было убито 15 человек, избито ранено больше 150 человек. Большая их часть это уроженцы Кавказа и Центральной Азии, граждане России. И это только официальные данные. Ведь большинство таких убийств и нападений проходят в сводках как хулиганство. По данным всё того же Центра «Сова» за 2009 год в России неонацисты убили больше 40 человек.
Для сравнения в Татарстане с начала 1990-х годов, когда началось национальное и мусульманское возрождение, не было пролито ни единой капли крови мирных жителей, в остальных же, не национальных, регионах России ежегодно гибнут десятки мирных жителей только из-за своей не-славянской внешности.
Как мы видим проблема радикализации молодежи это общая для нашей страны явление. И дело тут не в национальных республиках. В Татарстане салафиты не убивают десятками людей каждый год, как это делают националисты в соседних регионах на протяжении последних 20 лет. Не ставить же нам вопрос о неэффективности областного или губернаторского устройства субъектов федерации?
Группы скинхедов, националистов или неонацистов, которые создают свои банд-формирования в Центральной России, делают это самостоятельно. Для самоорганизации молодежи вообще не нужны внешние игроки. Поэтому то, что у некоторой части татарской молодежи возникает желание поучиться в ваххабитских университетах Саудовской Аравии или Пакистана, является не причиной, а следствием проблемы. Даже перерубив им возможность ездить на обучение в ваххабитские учебные заведения зарубежья, мы не сможем остановить общей радикализации молодежи. И в данном случае причины обращения молодежи, что в религиозные секты, что в неофашистские группы, одинаковы. И именно в работе над причиной радикализации лежит источник решения проблемы.
Традиционный ислам Традиционный ислам в нашем регионе сможет стать настоящей альтернативой различным деструктивным мусульманским сектам только тогда, когда он будет существовать не на бумаге, а в реальной жизни. Как известно за 70 лет советской власти традиция у нас была прервана, практически не осталось ее носителей и, начиная с 1990-х годов, нам пришлось строить все с нуля. Поэтому сейчас предстоит провести реальную большую работу и вестись она должна комплексно, по трем основным направлениям:
Образование, просвещение и социальная работа мечетей.
Образование Первый пункт касается всей системы мусульманского образования: от воскресный курсов и медресе до исламских университетов. Именно в этом направлении начал свою работу нынешний ректор Российского исламского университета, Председатель Всероссийского Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. Система религиозного образования в Татарстане должна иметь пирамидальную форму во главе которой находился бы РИУ. То, что российскому исламскому образованию необходимо стать конкурентоспособным – это практически вопрос национальной безопасности. Однако помимо повышения качества самого высшего мусульманского образования на популяризацию исламского образования могут повлиять еще 2 фактора: возможность обучения в исламских центрах и возможность получения крепкого светского образования.
Начнем с последнего. Сейчас в той же Казани существует множество престижных светских вузов, где можно получить хорошие прикладные профессии, которые востребованные на рынке труда. Поэтому большинство способных современных мусульман идут учиться в светские вузы, исламские же знание они получают на вечерних или воскресных курсах, а в большинстве случаев из Интернета и книг. Поэтому главные конкуренты российских исламских учебных заведений сейчас это не зарубежные центры, а наши же вузы.
В связи с этим высшее исламское образование должно иметь не только светскую составляющею, как в современном Российском исламском университете, где готовят лингвистов, экономистов и журналистов, но и иметь некоторую аффилированность с крупными светскими вузами, чтобы выпускник, например, РИУ имел возможность слушать лучших преподавателей Казанского университета и помимо диплома о высшем исламском образовании, получить престижный диплом КФУ. Тогда можно будет решить сразу две проблемы: проблему низкой популярности высшего исламского образования и проблему преподавания светских дисциплин квалифицированными кадрами.
Теперь несколько слов о необходимости обучения в зарубежных исламских центрах для лучших российских шакирдов. На мой взгляд, необходимо, чтобы после обязательного окончания высшего исламского университета в России лучшие студенты имели бы возможность получать дополнительное образование в других мусульманских странах. Это в духе исламской традиции, это полностью соответствует истории становления татарской богословской школы.
Поэтому совершенно правильно, что казанский Российский исламский университет крепко сотрудничает с такими зарубежными странами как Турция, Малайзия и Египет. Именно в этих странах сохранилась система прекрасного религиозного образования, которая базируется на системе традиционного мазхабического, ханафитского ислама. Тот факт, что сейчас в Российском исламском университете припадает десяток квалифицированных выпускников самого престижного в мусульманском мире Каирского университета Аль-Азхар является большим плюсом РИУ и поднимает его престиж среди мусульман.
Турция и Малайзия привлекательны для исламского образования российским мусульманам еще и тем, что эти страны демонстрируют возможность гармоничного сочетания религии, принципов современной демократии, технического и промышленного прогресса и экономического развития. Получив базовое мусульманское образование в России уже повзрослевшие молодые люди, приехав повышать свою квалификацию в эти страны, смогут увидеть мир, где мусульмане живут в современных, активно развивающихся светских странах и вносят свой исключительный вклад в созидательное развитие. Такой пример очень поучителен
В конечном, итоге молодые мусульмане, получив качественное российское исламское и светское образование, а также дополнительное обучение за рубежом и опыт жизни в другой стране, будут иметь серьезную научную и жизненную базу. Именно в таком случае в их среде в будущем смогут появиться свои выдающиеся отечественные богословы и имамы с крепкой верой и широким кругозором. Их будут уважать современные мусульмане, зарубежные же сектанты в таких условиях просто потеряют свою актуальность.
Просвещение Второй пункт в становлении конкурентоспособной альтернативы зарубежным сектантским течениям является просвещенческая работа. В данном случае речь идет не только о работе СМИ и книгоиздании, но и вообще об образе ислама, мусульман и исламского духовенства.
Мы живем в информационный век, когда помимо традиционных СМИ особую силу получают новые медиа: различные социальные сети (Facebook и «Вконтакте»), блоги (Twitter и ЖЖ) и видео-хостинги (YouTube и RuTube). Отличительность новых медиа в том, что их содержание обеспечивают рядовые пользователи Интернета, а не профессиональные журналисты и редактора. Это значит, что при тотальной распространенности Сети и мобильных гаджетов, теперь вся наша жизнь является объектом пристального внимания общества. Поэтому поведение, любые заметные поступки и высказывания, как рядовых мусульман, так и духовенства, быстро становятся доступны широкой публике.
Можно легко вспомнить, какие обвинения со стороны общественности в нашей стране в последние годы были направлены как в сторону религиозных институтов вообще, так и в отношении Ислама и мусульман в частности. Недостойное поведение и неадекватные высказывания многих наших единоверцев, запечатленные на видео-, аудио- и фото-носители очень быстро оказываются в сети Интернет и становятся доступными миллионам сограждан.
В связи с этим первым шагом по пути просвещения становится работа над тем, как себя ведут сами мусульмане и какой пример подает окружающим мусульманское духовенство. Известная поговорка гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!». Поэтому особое значение получает индивидуальная честность и искренность каждого участника общественной жизни. А для этого необходимо укреплять веру, как главный источник честности, благонадежности, скромности и справедливости.
Стоит ли говорить, что другим важным пунктом на пути просвещения является активная издательская деятельность и развитие исламских СМИ? Сейчас это уже для всех стало очевидным. Однако, повторю, что нам надо активнее издавать как на татарском, так и на русском наше дореволюционное богословское и научное наследие. Также необходимо активно переводить полезных для нас зарубежных авторов.
Открытие современных и удобных мусульманских СМИ тоже является стратегической задачей, которая позволит создать конкуренцию многочисленным сектантским сайтам, которые существуют сейчас в сети.
На мой взгляд, имам каждой крупной мечети в Татарстане должен иметь свою страницу в Интернете, где он будет непосредственно общаться со своими прихожанами и вообще другими мусульманами. Возможно, было бы необходимо создать общую сеть для всех татарстанских мухтасибатов на подобье «Электронного правительства Республики Татарстан», где у каждой крупной мечети, прихода и мухтасибата была бы своя страничка, с новостями, обратной связью и прочей отчетностью.
Социальная работа мечетей Третий, возможно самый важный, пункт заключается в пропаганде социального служения. Современному традиционному исламу жизненно необходима социальная доктрина, но ее сейчас нет. Я бы даже сказал, что само понятие «традиционного ислама» настолько сильно стало связано с политикой, ангажированностью, скандалами и борьбой, что у значительной части мусульманского сообщества оно вызывает отторжение.
Социальный вопрос – это узловой вопрос в решении проблем мусульманского радикализма. Это корень, причина того, что молодежь вступает в радикальные группы. Проблема не в зарубежном влиянии (поскольку, как я показал в самом начале статьи, молодежь может объединяться, чтобы убивать и без влияния внешних сил) и не в ваххабитском финансовом лобби. Все это следствие, а не причина. Причина же в том, что у молодежи, которая оказывается подвержена радикальным настроениям обостренно чувство социальной справедливости. Если изучить пропагандистскую литературу любых сектантов и радикалов – «Свидетелей Иеговы», ваххабитов, неонацистов и т.д. – все они свою пропаганду ведут через спекулирование социальными проблемами.
Эти группы внушают молодежи, что именно они могут решить такие проблемы как наркомания, алкоголизм, кризис семьи, проституция, нищета, безработица, коррумпированная бездуховность, дикий капитализм, культ наживы и т.д. Кризис западной духовности с ее пропагандой индивидуализма и гедонизма приводит к демографической и духовной деградации, большому количеству разводов и суицидов, появлению детских домов и домов престарелых, и все это создает хорошую почву для обострения чувства недовольства у молодых людей. Это чувство еще больше обостряется, когда придя в мечети, они сталкиваются с грубостью некоторых имамов, их финансовыми и политическими играми и тем, что мечети практически не работают с обществом.
Поскольку все названные проблемы присутствуют, играя на них радикалы и набирают свою популярность. Но как мы знаем не только из истории, но и из актуальных политических процессов (Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан), радикалы, получив власть и пытаясь решить одни проблемы, обостряют проблемы новые.
Современное общество сейчас на самом деле стоит перед большой проблемой кризиса духовности и выработка социальной доктрины традиционного ислама это потребность времени. Однако практически все идеологи традиционного ислама, почему-то в упор отказываются видеть этот вопрос. Иногда складывается впечатление, что многие из них не ставят своей целью сделать традиционный ислам по-настоящему популярным.
Доктрина социальная служения должна стать важнейшим пунктом идеологии традиционного ислама. На практике это должно выражаться в том, что официальному духовенству необходимо прекратить заниматься политикой и посвятить себя служению обществу. На мой взгляд, нужно издать специальную брошюру об этике поведения мусульман (на основе Корана и сунны), которую распространить среди исламского духовенства и других слоев нашего сообщества. Иногда складывается впечатление, что необходимость в таком напоминании существует.
Кроме того, и это самое важное, наиболее крупные мечети Татарстана должны взять на себя обязательства по работе с разными группами из обездоленных слоев населения. Должна быть даже специализация мечетей: кто-то будет работать с глухонемыми, кто-то со стариками, кто-то с сиротами или малолетними преступниками и т.д. Проблем в нашем обществе хватит на всю тысячу мечетей, которые есть в Татарстане. Важно, чтобы духовенство активно привлекала молодежь к этой работе, ведь время и мысли молодежи необходимо заняться полезной работой.
Особую роль играют и различные низовые гражданские организации мусульман, которые хотели бы заниматься социально полезной работой. Такие объединения стали бы способом самореализации молодежи, что способствует снижению их озлобленности и радикальности и выплеску в созидательном ключе их пассионарной энергии.
Конечно, возникает вопрос, каким образом финансировать всю эту деятельность? Здесь ключевую роль играет вопрос возрождения традиционной татарской системы махалли – общины. В современных условиях она может иметь не территориальный вид и вообще функционировать в виде благотворительных фондов или гражданских объединений, вокруг которых собиралась бы мусульманская публика.
До революции именно национальная буржуазия, то есть предприниматели поддерживали деятельность махалли. Финансирование мечетей, учебных заведений, издательств, газет, поддержка талантливых студентов, ученых, помощь социально обездоленным слоям – все это делалось членами общины. Это ценнейший опыт, который необходимо нам изучать и возрождать. От этого выиграет и общество в целом, и мусульмане в частности.
В заключении еще раз скажу – нам необходимо отказаться от политических игр, которые ведут к кризису наш регион, нашу Республику и нашу Россию. Сейчас главная цель это укрепление веры и служение обществу. Именно в этом заключается главная привлекательность традиционного ислама. Мусульмане, укрепляя свою веру и опираясь на свою религию должны идти в ногу со временем: постигать науки и заниматься социально полезной работой. Ведь мы органическая часть российского общества и также ответственны за его благополучие. Являясь примером законопослушности, уважения к своим соседям, доброты и честности, мусульмане смогут принести пользу как себе лично, так и своему государству.
Илдар Баязитов