Трагедия, которую пережил Татарстан в ноябре этого года можно назвать одной из самых крупных в новейшей истории нашей Республики. Наверное, практически никто не остался равнодушным к этой страшной катастрофе, в которой погибли десятки человек.
На этом фоне выглядит просто возмутительным информационная политика некоторых СМИ и медийных личностей. В то время, как сотни и тысячи людей находятся в состоянии скорби, некоторые издания готовые ради тиража и прочей (сомнительной, в общем) популярности идти на аморальные статьи и грязные заголовки.
Издания смаковали фотографии с обломками самолета, публиковали фальшивые видеозаписи падения лайнера, фотографировали крупным планом горе родственников и близких, соревновались в шокирующих заголовках и жаренных (непроверенных и порой выдуманных) фактах. На фоне того, что СМИ благодаря Интернету стало очень много, очень многие из них в погоне за читателями, а значит и прибылью, окончательно потеряли моральные рамки и не считаются с профессиональной этикой. Некоторые журналисты, редактора и фотографы сегодня похожи на тех, кто живет на процент, только процент с крови, с трагедии. Ведь катастрофы и гибель людей так хорошо продаётся на медийном пространстве. Таким образом, мы можем говорить о том, что у нас появился новый класс процентщиков – процентщиков с трагедий.
Массовый рынок убивает журналистику. Понятие высоких моральных ценностей стало условностью, а духовность на сленге журналистов цинично зовется просто «духовкой». Хотя настоящей духовкой стала сама журналистская среда, если ты не циник и у тебя есть какие-то идеалы, то среди журналистов тебе будет душно.
Некоторые медийные личности смогли найти в этой трагедии политический подтекст, кто-то развивал теорию заговора, в общем, все кому не лень старались поживиться на этой трагедии.
В социальных сетях и вовсе, некоторые, не побоюсь этого слова, сволочи, взламывали страницы погибших, глумились и писали разные гадости в твиттерах и других сайтах.
Вообще, удивляет насколько негативно политизировано наше Интернет-пространство. Многие наблюдатели обращали внимание на то, насколько сильно отличалась картина реакции медиа-пространства при авиакатастрофе в Казани и сопоставимый по количеству жертв ЧП в Риге, где под развалинами торгового центра погибли десятки людей. Видимо градус политизированности в самом негативном смысле этого слова среди так называемого «креативного класса» в России настолько зашкаливает, что даже настолько ужасная и вопиющая трагедия не может заставить выйти из политического ража и человеческими глазами взглянуть на трагедию. Складывается ощущение, что некоторые журналисты и разные медийные персонажи просто разучились сострадать. Стремление казаться, а не быть, стремление получить картинку, рейтинг, цитируемость и популярность, подавляет в людях все самое прекрасное и душевное, что отличает человека от... нет, не от животного, животные могут страдать, нельзя унизительно к ним относится, а вот те, кто используют трагедию и горе людей для своей выгоды, это самые низкие и омерзительные люди.
К сожалению, мы все меньше видим примеры настоящей профессиональной журналистики. Не поиска скандалов, жаренных фактов и промывания мозгов, а объективной честной журналистики. Аналитика, воспитание в людей самых лучших качеств – вот журналистика, которой не хватает нам сейчас. А, когда происходят такие страшные трагедии, как авиакатастрофа 17 ноября, то гораздо острее понимаешь, что нам нужно переоценивать моральные принципы второй самой древней профессии...
Илдар Баязитов