В середине 19 века Сенной базар Казани представлял собой крупный торговый центр, самый крупный в Поволжье восточный рынок. Однако из-за того, что там первоначально не было мечети, ее называли «углом неверных», так как многие работающие там татары пренебрегали мусульманскими обязанностями. Как отмечает казанский историк Р. Салихов, известный татарский купец Губайдулла Юнусов захотел изменить такое положение вещей и стал инициатором строительства в городе первой базарной мечети. Для Юнусова было крайне важно, как отмечает Салихов, объединить приезжающих торговцев-мусульман в единую корпорацию, способную регулировать не только межличностные, межгрупповые, но и, безусловно, деловые отношения. Будучи верующим человеком, он не мог оставаться равнодушным к тому, что сотни мусульман, не имея рядом мечети, не слыша азана, за трудной работой пропускали обязательные намазы. Его стараниями, а также стараниями его детей, рядом с базаром была построена Сенная мечеть, а при ней мектебе. Именно при данной мечети, как пишет Р. Салихов, в 1853 году обосновался первый в истории мусульманский детский приют, который до этого с 1844 года располагался на Левой Набережной Кабана.
В связи с этим хочется процитировать обращение Казанского губернатора к мусульманам города:
«Почтенное Казанское Мусульманское Общество!
Я весьма радуюсь, что в настоящий Высокоторжественный день Тезоименитства Великого нашего государя мы приступаем к богоугодному и общеполезному делу - открытию первого в мире Мусульманского детского приюта.
Мы все должны быть искренне благодарны Учредителям приюта, Почтенному Главе нашего общества, Гражданину Юнусову и принимавшему, как мне известно, в деле сем деятельное участие Титулярному Советнику Шаги Ахмету Алкину. Директором сего заведения, вами избранному, как и другим согражданам вашим, к тому содействовавшим.
Я уверен, что назиданием Почтенного учредителя, попечениями господина Директора и содействием вашим, заведение это принесет со временем обильные плоды к вашему собственному утешению, к пользе и чести нашего Общества».
Таким образом, Казань стала первым местом в истории, как считают историки, где был открыт мусульманский детский приют. Этот факт особенно важен для нас в связи с той сиротской проблемой, которая поразила наше общество. Ведь сегодня в нашей стране свыше 650 тысяч сирот. Эта цифра даже больше той, что была в сложные 1930-е годы. А на фоне «закона Димы Яковлева» еще более актуальным стал вопрос работы с этой группой населения.
Пример, Сенного базара как сосредоточения татарского бизнеса до революции важен тем, что является показателем большой социальной ответственности предпринимателей того времени. Ведь в итоге рядом с базаром возникла не только мечеть, но и мектебе с шакирдами и что особенно важно – первый в истории мусульманский детский приют. Об этом факте нам надо чаще и больше говорит, поскольку это пример того, что Казань традиционно являлась местом не просто ислама, но и мусульманской благотворительности.
Говоря о возрождении традиции, мы должны говорить о возрождении именно таких примеров традиций социального служения.
Конечно, можно сказать о том, что в настоящем мусульманском обществе вообще не должно быть детских приютов, а потерявших родителей детей должны забирать ближайшие родственники или соседи.
Однако суровая правда жизни такова, что не всегда такое возможно. Татарское общество уже с середины 19 века постепенно стало ощущать на себе негативные последствия современных проблем связанных с урбанизацией и индустриализацией, когда традиционные общинные связи порой не всегда помогали. Однако плюсом этой индустриализации и урбанизации стало появление татарской национальной буржуазии – промышленников, купцов, предпринимателей. Именно они взяли на себя роль спонсоров национальной благотворительности. Как отмечают историки, из 17 мечетей Казани 16 были построены на средства национальной буржуазии.
В XIX- начале XX веках Казань была столицей благотворительности Поволжья. Однако сегодня снова встает вопрос о возрождении социальной ответственности бизнеса. Как отмечает казанский экономист И. Глебов, Октябрьская революция и постановления Советской власти приостановили всю благотворительную деятельность в стране. «В научной литературе советского периода даже термин «благотворительность» применялся исключительно к зарубежным капиталистическим странам. Считалось, что в СССР не существует необходимости в благотворительности», - отмечает ученный. Это неудивительно, ведь советская власть наивно полагала, что самостоятельно может решить все социальные проблемы общества. Однако, несмотря на решение некоторых проблем общества, советская власть лишило российское общество духовной основы, которая и является самым большим психологическим стимулом для благотворительной работы.
Период перестройки и дикого капитализма 1990-х годов, кажется, еще больше убили в людях все духовное, однако сейчас и сами люди и государство стало понимать, что без духовной основы, без веры, без идеологии невозможно развиваться нашему обществу. Постепенно вновь стала появляться практика благотворительной деятельности. Поэтому сегодня как никогда прежде необходимо изучать наш опыт благотворительной деятельности, который был распространен до революции. Изучать, чтобы самое лучшее внедрять в нашу современную жизнь.
Сегодня также встает вопрос о социальной ответственности бизнеса. Из-за того, что наша традиция социальной работы бизнеса была прервана почти на 100 лет, многие зарубежные страны ушли в этом вопросе далеко вперед. Это касается как практики, так и теории. Заниматься благотворительностью на Западе стало не просто модно, это стало естественным состоянием крупного бизнеса. Известны многочисленные примеры, когда крупные бизнесмены завещали свои многомиллиардные состояния на благотворительные нужды. Наука, экология, медицина, все эти отрасли во многом функционируют благодаря многочисленным фондам, которые спонсируют их деятельность. Невозможно представить функционирование любой из этих сфер без помощи крупного бизнеса. Именно развитие культуры спонсорства одно из приоритетных направлений оздоровления нашего общества на сегодняшний день.
Конечно, надо изучать и использовать как наше наследие, так и опыт зарубежных стран. Как отмечает российский экономист Л. Веревкин, в числе первых, кто поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса на Западе, был знаменитый Э.Карнеги. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности бизнеса. Первое — принцип благотворительности, второе — принцип служения.
Л. Веревкин пишет о то, что в конце 60-х – начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. Основная ее идея выглядит примерно так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды.
Как мы видим, это достаточно общая и универсальная концепция, которая для нашего общества применима не меньше чем для любого другого. И, что особенно важно в нашей истории, как уже было продемонстрировано, это концепция уже многократно реализовывалась.
Но для осознания бизнесом своей социальной ответственности необходимо, чтобы и наше общество положительно воспринимало, социальную работу крупного бизнеса. Ведь от позитивного восприятия любой фирмы в обществе должно зависеть как ее настоящее, так и будущее. В таком случае, компании будут всерьез заботиться о своем социальном имидже.
Однако необходимо не забывать, что эффективность любой социальной работы, зависит от искренних намерений человека. По настоящему помочь возможно не только финансово участвуя в социальных проектах, но и искренне в них веря. Ведь, несмотря на многие социальные проекты, которые реализуются на Западе, там существует проблема духовного кризиса, который невозможно решить финансово. И здесь мы снова возвращаемся к необходимости в духовной основе социального служения. Ведь наибольший эффект от социальной работы возможен только при сочетании духовной и материальной составляющих этой деятельности.
Илдар Баязитов