Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. В медицинском отношении слепота это стойкая и необратимая утрата зрения на оба глаза, неспособность отличать свет от темноты. Однако все это описание состояния человека, в социальном отношении это означает гораздо большее: человек перестает ориентироваться в пространстве, не может передвигаться без посторонней помощи на улице, у человека сокращается круг общения и т.д.
Полная слепота определяется как обсалютная отсутствие реакции на свет. В некоторых странах мира существует еще и понятие «практической слепоты». Практическая слепота (частичная способность к зрению) – состояние, когда человек различает свет и тьму, а иногда даже обладает некоторой способностью к восприятию визуальной информации, но это способность столь незначительна, что не имеет практического значения [1].
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения,1999), во всём мире насчитывается более 35млн незрячих, в России – 260 тыс. Слепота бывает врождённой и приобретённой. Врождённая слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретённая слепота развивается после перенесённых глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно–мозговых травм.
В случае слепоты человек признается инвалидом. Среди инвалидов по зрению принято выделять две группы: слепых и слабовидящих. В основе этого деления лежит показатель остроты зрения. Лица, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки или линзы) от 0 до 0,04 считаются слепыми, от 0,04 до 0,2 – слабовидящими. Главное различие между ними заключается в том, что у слабовидящих зрение остается основным источником восприятия информации и может использоваться в качестве ведущего в различных видах деятельности (включая чтение и письмо) [1]. Незрячие для получения информации используют другие виды чувств. Важнейшие из них – осязание и слух.
Для зрячих при работе с инвалидами по зрению нельзя во взаимоотношениях брать за исходный момент слепоту. В данном случае необходимо иметь ввиду комплекс человеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект [1]. При общении с незрячими необходимо понимать, что это такой же зрячий как и Вы, что он живет в одном с Вами обществе и теми же чувствами, мыслями и заботами.
При общении с незрячими не показывайте жалости, не спешите сказать свое соболезнование, сочувствие. С ними надо вести себя ровно и спокойно, сочетая необходимую требовательность с заботой. При разговоре с незрячими надо обращаться непосредственно к нему, а не к посреднику в виде его сопровождающего или родственника. Цель работы с незрячими состоит в том, чтобы из беспомощного инвалида сделать полноценного человека. Однако успех социальной реабилитации во многом зависит и от того, насколько активна сама личность, мы же должны создать соответствующие условия.
Одним из самых серьезных направлений в работе с незрячими является их социальная реабилитация. Образовательная система по реабилитации незрячих должна строиться не только на преподавании им особенностей работы на компьютере и чтения по системе Луи Брайля, но и подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, преодоления ими отчуждения.
Здесь необходимо понимать, что незрячие и слабовидящие люди зачастую не имеют возможности полноценно включаться в социальную жизнь. Если человек потерял зрение в детстве или был уже рожден незрячим, то формирования способностей для коммуникации затрудняются еще в этом возрасте. Если же человек потерял зрения уже в зрелом возрасте, то это может привести к продолжительной депрессии и психологическому срыву. Из-за этого у незрячих может быть нарушено ориентировка в пространстве и выстраивание коммуникативных связей.
Дети, которые не имеют зрения порой бывают скованы, замкнуты, имеют слабое физическое развитие. Работу над реабилитацией незрячих, если речь идет о ранней потере зрения, необходимо начинать в детском возрасте. Ведь, чтобы человеку войти в общество ему необходимо самостоятельно двигаться, ориентироваться на местности и уметь налаживать социальные связи. Как показывает практика маленький слепой ребёнок может многому научиться, если ему помочь, а не помочь что-то за него делать[2]. Необходимо у ребёнка вызвать желание, потребность, научить быть сильным, несмотря на недуг. Чтобы исправить недостатки, необходимо учитывать сенситивные периоды развития детей. Именно в этот период незрячему ребёнку необходимо “научить своё тело”, “научить свою душу, разум, интеллект”, “слышать”, “видеть” окружающий мир и людей, живущих в нём [3]. Возрастает актуальность организации целенаправленного педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого воспитателями, тифлопедагогами и родителями осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-педагогической реабилитации на всех этапах развития личности ребенка. Проблема реабилитации незрячих требует комплексного решения, определенных усилий и со стороны общества, государства, и со стороны незрячего [4].
Необходимо понимать, что вопрос реабилитации инвалидов связан с
усилением ее гуманистической, личностно-реабилитационной направленности, разработке эффективных методов и технологий деятельности педагогических учреждений и специалистов-педагогов.
Современный взгляд на социально-педагогическую реабилитацию человека с ограниченными возможностями должен строится на идеи достижения его максимальной самостоятельности и независимости в условиях приоритета интересов личности над интересами общества, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу или нет [2].
“Ведущей ценностью является ценность личности человека (выделено нами) независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны … и находятся под охраной общественного милосердия” [5].
Все средства реабилитации незрячих должны быть направлены на сочетание повышения двигательной активности инвалидов и приобретения ими навыков общения, которые рассматриваются нами как непременное и определяющее условие личностного развития. Т.к. успех социальной реабилитации зависит от мобильности и ориентировки в пространстве, от умения установить контакт с окружающими людьми, а глубокое нарушение зрения, естественно, ограничивает формирование двигательных умений и навыков, свободу передвижения человека в пространстве, затрудняет общение, в результате чего происходит нарушение социальных форм поведения [2].
Одним из путей социально-педагогической реабилитации, является использование средств физической культуры.
Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма. Улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Если выразится короче, то физическая реабилитация – это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Физическую реабилитацию – следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их – всегда педагогический, образовательный процесс как взаимодействие педагога и ученика, где полем деятельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогических воздействий [6].
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они адекватны возможностям больного или инвалида, а также оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности.
Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств.
Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
- для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)
- для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
- для информационного обеспечения, обучения;
- для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности [7].
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
Поэтому при общении с незрячими необходимо помнить, что слепота является болезненной темой. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично. Тактичность вообще является одной из условий при работе и общении с инвалидами по зрению. Помните, что специфические трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие.
Илдар Баязитов Литература:
1. Гельмутдинова М. Сабитова Г. Зрячим о незрячих. В помощь реабилитации инвалидов по зрению. Казань, 256 стр, 2012
2. Карагозова И. Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры // http://festival.1september.ru
3. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. // ж. Дефектология, 2003, №5, с.38-44.
4. Куприянов Б.В., Подобий А.Е. Ситуативно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. – Кострома, 1988.
5. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр Академия, 2001.
6. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2/ Под ред. С.П.Евсеева. –М.: Советский спорт, 2007. – с.26
7. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 224 с.