Учебно-реабилитационный центр
Тел.: 88001015085
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Мусульмане в современной России: между империей и хаосом

Мечеть Ярдэм / Статьи / Мусульмане в современной России: между империей и хаосом

Мусульмане в современной России: между империей и хаосом. Статьи Ислам в России вторая по числу приверженцев религия после православного христианства. По разным данным в России живет от 20 до 25 миллионов мусульман. И цифра эта как отмечают демографы и политологи будет только увеличиваться. Во-первых, за счет естественного прироста мусульманского населения, так как рождаемость среди российских мусульман значительно выше, чем у представителей других конфессий. Во-вторых, происходят миграционные процессы, в результате которых в страну приезжают мусульмане из бывших советских республик Средней Азии. Также можно сказать, что происходит качественное изменение внутри российской уммы – многие мусульмане все больше стараются следовать практическим предписаниям ислама.

Помимо демографических показателей существуют культурно-исторические факторы определяющие специфику жизни последователей мусульманского вероисповедания в нашей стране. Ислам для России это коренная религия, которая появилась на территории нашего государства более 1000 лет назад. Важно то, что в европейской части России ислам был принят в качестве официальной религии государством Волжская Булгария еще в 922 году. Это говорит о глубокой и последовательной исламской традиции в географическом центре европейской России.

Учитывая изложенные выше факты, есть все основания считать, что ислам и мусульмане это не просто часть России, это один из столпов, на которых держится и будет держаться российская государственность.

Исламский фактор в России растет. Этот процесс характерен не только для нашей страны, это общемировая тенденция. За последние 10 лет количество мусульман во всем мире выросло с 900 миллионов до 1 миллиарда 300 миллионов человек. Поэтому сейчас особенно важно по новому оценить роль мусульман, как во внешней, так и во внутренней политике страны.

Имперскость татар

История взаимоотношения мусульман и российского государства имеет разные периоды, как сложные конфронтационные, так и взаимовыгодные. Золотым веком взаимоотношения Российской империи и мусульман можно назвать период между концом 18 и серединой 19 веков: от создания Оренбургского магометанского духовного собрания и разрешения Екатерины II возводить в Казани каменные мечети до начала кризиса имперской идеологии. Татары Российской империи в тот период были, безусловно, одним из столпов государства. Они участвовали в Отечественной войне 1812 года, они выступали посредниками при освоении Средней Азии, выступали послами при взаимоотношении с мусульманским миром. Одновременно татары имели гораздо большие свободы при организации своей внутренней жизни, чем те возможности, которые они получили с появлением в 1920 году национальной республики ТАССР. Ведь именно с 1920 года татары стали отдаляться не только от своей религии и традиционного уклада, но и стали забывать свой язык, терять связь со своей высокой городской дореволюционной культурой.

Татары, безусловно, имперский народ, для которого наднациональная идеология, широкие горизонты понимания настоящего и будущего являлись наследием великого ордынского и ханского прошлого. Поэтому так легко тюрко-мусульмане Поволжья, пережив двухвековой период недальновидного давления и притеснения со стороны царских сил, в конце 18 столетия получив больше свобод и прав встали на крепкие пророссийские имперские позиции. Ведь для татар имперский взгляд на действительность являлся естественным состоянием, усвоенным практически на генном уровне от великих предков: ордынцев и булгар.

Кризис духовности

Не только татары, но и другие мусульманские народы России могут стать той естественной опорой возрождения величия нашей державы. Сейчас мы находимся на поворотном пункте развития России, и многое в ее будущем зависит от того, какие отношения у нее будут с растущим, как внутри страны, так и во всем мире, мусульманским населением.

Россия это евразийская держава, нам исторически предопределенно находиться между Европой и Азией, между Востоком и Западом. И только от нас зависит, сможем ли мы воспользоваться этим положением и взять из разных культур все самое лучшее.

Наша страна испытывает множество проблем: демографический спад, рост алкоголизма и наркомании (в том числе детской и женской), разрушение института семьи (до 60 процентов браков распадаются в первые два года супружества), страшная коррупция, духовный кризис как следствие культа наживы и тотального индивидуализма. Список можно перечислять и дальше, однако и без этого очевидно, что проблем предостаточно.

К сожалению, Россия за последние 30 лет позаимствовала на Западе не самые лучшие примеры, которые ввергли страну в хаос. Когда нам говорят о том, что мы должны идти по европейскому жестко секулярному пути развития, то возникает вопрос: а куда дальше? В духовном и идеологическом плане Европа сейчас находится в кризисе. Ее спасает высокий уровень развития науки и медицины, а также политических технологий, который позволяет управлять им практически всем миром. Но научно-технологическое развитие не может заменить потребности в духовности. Не удивительно, но в самой социально благополучной и технологически продвинутой части западного мира – в Северной Европе (Дании, Норвегии, Швеции) самый большой процент самоубийств.

Европейские страны, действительно, смогли достигнуть больших побед в реализации демократических принципов. Это, а также развитие наук, технологий и медицины, нам нужно изучать и перенимать. Но какой толк от этих побед, если буквально через несколько поколений европейцы физически окончательно исчезнут и их заменят другие народы? Да и техническое развитие из-за культа потребления сейчас вырождается. Очень резко, но метко об этом процессе выразился известный американский писатель-фантаст и философ Рэй Брэдбери:

«люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

Наука без духовности, без крепкой идеологии превращается во врага человека, потому что разрушает его. И дело даже не в оружии массового поражения. Культ технических и прочих товарных брендов наносит удар по человечеству сопоставимый ядерному удару по Хиросиме и Нагасаки. К сожалению, в нашей стране культ потребления сейчас принимает масштабы даже большие чем на Западе, так как мы хотим быть европейцами больше чем сами европейцы. Однако ситуация в нашем случае усугубляется тем, что финансовых возможностей на «западный образ жизни» у нашего населения меньше, отсюда сильное чувство неудовлетворенности, которая порождает агрессию, хамство и коррупцию. Добавьте к этому плачевное состояние медицины, образования и других институтов, и картина становится совсем грустной.

Ислам как возможность

Вы спросите, а при чем тут мусульмане? Однако именно мусульмане в нашей стране носители того здорового духовного и физического начала, который необходим России. Пассионарность мусульман очевидна, у них есть идеология, есть строгие ценностные и моральные принципы. В сочетании с освоением наук и технологий это может привести к духовному возрождению страны. Оценив тот большой потенциал, который имеется у мусульман, Россия может снова стать великой державой.

И не надо бояться роста численности и влияния мусульман. Самый примитивный путь – воспринимать рост ислама как угрозу для России или же для православия. Однако все ровно наоборот. Согласно статистике – рост православной религиозности происходит именно в тех регионах, где сильны позиции ислама. То есть православное население, видя насколько их соседи-мусульмане ценят и чтят свою религию, также больше и сильнее начинают любить и свое традиционное вероисповедание. Таким образом, мусульмане могут быть примером и стимулом для возрождения духовности всех традиционных конфессий страны.

Нужно, наконец-то, говорить об исламе и росте количества мусульмане не как об угрозе, а как о возможности, которая позволит сделать качественный скачек на новый уровень. Конечно, страна испытывает определенный культурный кризис, но любой эффективный менеджер вам скажет, что кризис любой системы таит большие возможности. Высшая философия стратегического планирования – это уметь угрозу превратить в преимущество.

Мусульмане, если будут чувствовать, что являются в своей стране не второстепенными «младшими» братьями, а совершенно равноправными и уважаемыми гражданами, станут для России самыми большими патриотами, самыми верными и бескорыстными сынами. Если же им будет навязываться сценарий, низводящий их до ролей терпимого меньшинства, который пропагандируют некоторые недальновидные реакционные круги, то ситуация в стране может только усугубиться. И в первую очередь, потому что мусульмане просто не смогут согласиться со своей второстепенной ролью, так как они ощущают в себе не только мощный духовный пассионарный заряд, но и здоровое физическое начало.

Патриотизмом по радикализму

Именно от решения вопроса о статусе мусульман в стране зависит, какие настроения будут доминировать в исламском сообществе России. Ведь то, что в 1990-е годы в страну стали проникать нетрадиционные сектантские направления стало следствием того, что за советские годы государство разрушив абсолютно все мусульманские учебные заведения (кроме Бухары), подавляющее большинство мечетей и изничтожив исламскую интеллигенцию, настроило против себя мусульманское население страны. Поэтому российское государство, как наследник СССР, стал восприниматься некоторыми молодыми мусульманами как враг.

На фоне общего кризиса систем ценностей, социальных проблем и полностью разрушенной мусульманской инфраструктуры молодежь в 1990-е годы поехала учиться за границу. Уже направляясь на учебу в арабские страны, многие представители этого поколения испытывали разочарование от того, что происходило на их Родине, поэтому они легко попали под влияние радикальных и нетрадиционных направлений в исламе. Хотя, как известно, в арабских странах также существует и традиционный ислам (мазхабический, суфийский), но он оказался не так востребован. Поэтому корни радикализации молодежи нужно искать в причинах побудивших их уехать за границу или заинтересоваться зарубежными нетрадиционными авторами.

Радует, что высшее руководство России, осознавая важность конструктивного и созидательного взаимодействия с российскими мусульманами, проводит большую работу по поддержке исламского сообщества страны. Поддержка развития исламского образования, мечетей и других мусульманских институтов приносит свои плоды. Значительная часть мусульман сейчас видят признание их религии на самом высоком уровне и испытывают большие патриотические чувства в отношении своей Родины.

Однако, к сожалению, в стране есть силы, которые стремятся поссорить мусульман и российское государство. Такие силы есть среди политических и общественных деятелей, журналистов, писателей и аналитиков. Многими из них движет примитивный страх «другого», а кем-то корыстный провокационный расчет. Если вторых исправить уже невозможно, то первым еще есть шанс объяснить, что преодоление своих примитивных предрассудков это серьезный личностный шаг, который только на пользу Отчизне.

Православные и мусульмане могут жить в мире и взаимоуважении. Мы это видим на примере современного Татарстана. Именно мирное и доверительное отношение между этими главными конфессиями залог будущего расцвета страны.

Наличие сильного и большого мусульманского сообщества повышает роль России и в мусульманском мире. Сейчас есть три основные точки роста на планете: Китай, Индия и мусульманский мир (Индонезия, Турция, Малайзия, Иран и арабские страны). И только мусульмане являются органической частью России, поэтому союз России и исламского мира является естественным и крайне перспективным.

Между Востоком и Западом

Нам нужно учиться заимствовать только самое лучшее. Не восточный сектантский радикализм, деспотизм и разные народные (неисламские) стереотипы поведения, которые ущемляют права и достоинство человека, нам необходимо перенимать на Востоке. В мусульманском мире ценно другое: там еще осталась высшая авраамическая духовность, которая так необходима нашей стране. Вера в Бога, чтобы не говорили атеисты, это естественное желание и потребность человека.

Если же говорить о Западе, то на фоне того, что научно-техническая гонка привела западный мир к ценностному кризису, у нас, как и у всего мусульманского мира, есть шанс избежать повторения этого тупикового пути. Разве нужно России, чтобы в нашей стране, как и в Европе, легализовали наркотики, однополые браки, чтобы дальше разрушался институт семьи, культивировался бессмысленный и беспощадный гедонизм и совершенно бездушный индивидуализм, когда человек человеку враг?

В мусульманском мире нет сирот и домов престарелых, потому что для мусульман это позор. Мусульмане любят детей, любят крепкие семьи и почитают старших, а честный труд является благом.

В сочетании восточной (мусульманской, православной) духовности и западного научно-технического развития можно построить великое будущее. На примере разрухи Пакистана и Афганистана мы видим, что такое духовность без науки, а на примере западного пошлого культа потребления и применения оружия массового поражения против мирного населения, мы наблюдаем, что такое наука без духовности.

Надо сказать, что в исламском мире уже есть примеры того, как мусульмане строят крепкие государства, где развивается наука и экономика: Турция, Малайзия, Иран, Индонезия, с некоторыми оговорками Ливан. Даже несмотря на то, что в политическом плане все эти государства имеют разное устройство, для нас они представляют особый интерес. Поскольку России также необходимо развиваться в соответствии со своими условиями и спецификой.

В заключении, хотелось бы сказать, что решая проблемы мусульманского населения России, нам, исламскому духовенству, необходимо переосмыслить некоторые методы нашей работы. Самая главная наша цель – направить энергию мусульманской молодежи России в созидательное русло, воспитать в них крепкую веру и патриотическое отношение к своей Родине.

В популяризации традиционных форм ислама необходимо отказаться от терминологий войны и противостояния: «сеять нетерпимость», «бороться», «зачищать», «запугивать» и т.д. Нужно пропагандировать не «против», а «за»: за традиционный ислам, за социальную справедливость, за патриотизм, за веру, за мир, за любовь. Терминология войны отталкивает, любая агрессивность в отношении молодежи только еще больше ожесточает ее. В конце концов, это наша молодежь, это наши дети, и именно мы ответственны за все их беды и ошибки. Значит, когда-то мы (духовенство, старшее поколение) не показали достойного примера, вовремя не создали условий для реализации их потребностей, не смогли сформулировать достойную альтернативу, допустили в отношении них или их близких несправедливость и т.д. Конечно, в отношении тех, кто нарушает закон и угрожает другим гражданам, должны приниматься соответствующие меры. Но таких единицы, остальных же еще можно направить на праведный путь. И шанс мы этот еще не потеряли.

Илдар Баязитов

03.11.2013


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2024 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
При поддержке Фонда развития исламского Интернета

Использование баннера и логотипа мечети "Ярдэм" возможно только с письменного разрешения руководства мечети "Ярдэм". Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дизайн сайта — Студия Ариф