Учебно-реабилитационный центр
Тел.: 88001015085
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Исправление или наказание? О роли тюремного заключения

Мечеть Ярдэм / Статьи / Исправление или наказание? О роли тюремного заключения

Исправление или наказание? О роли тюремного заключения. Статьи

Сегодня в обсуждении проблемы заключенных в тюрьмах самой актуальной темой является вопрос роли, которую должны выполнять места заключения: исправлять или наказывать преступников? На юридическом языке тюремная система является частью пенитенциарной системы. Термин пенитенциарный происходит от латинского слова poenitentia, что значит раскаяние. Безусловно, раскаяние преступника является важной задачей этой системы, но какова основная цель этого раскаяния? Давайте задумаемся, для чего обществу нужно, чтобы человек раскаялся в совершенном им преступлении?

С одной стороны, конечно, для общества важно, чтобы законопреступник понес наказание за то преступление, которое он совершил. Фактор неотвратимости возмездия за нарушение закона является важным элементом, который обеспечивает общественный баланс и стабильность. Так как одних он удерживает от совершения преступления, а другим, как следствие, дает ощущения безопасности и, что особенно важно, чувство восстановленной справедливости.

Однако, с другой стороны, очевидно, что раскаяние необходимо для того, чтобы человек по-настоящему понял совершенную им ошибку, что стало бы началом его исправления. Ведь большинство заключенных находятся в тюрьмах временно и после завершения срока выйдут на свободу. Поэтому конечная цель раскаяния это перевоспитание преступника, то есть подготовка для общества полноценного гражданина, который сможет интегрироваться и созидательно трудиться, не создавая проблем для своего окружения.

Сегодня в России порядка 600 тысяч человек содержатся в местах тюремного заключения. То есть на 100 тысяч человек примерно 400 содержится в местах лишения свободы и по этому показателю Россия на четвертом месте в мире и на первом месте в Европе. Как мы видим это высокий показатель, а ведь большинство заключенных выйдут на свободу и эти сотни тысяч людей окажутся снова в нашем обществе и своим поведением будут влиять на криминогенный, социально-экономический и даже на культурный фон нашей жизни. Именно поэтому очень важно сегодня уделять большое внимание тому, что происходит в наших российских тюрьмах, а именно необходимо направить усилия на то, чтобы после пребывания за решеткой осужденный вышел не озлобленным маргиналом, а полноценным членом общества, который за годы проведенные в тюрьме смог сохранить или даже по новой обрести свое человеческое лицо.

Однако проблема в том, что очень часто результатом пребывания в местах лишения свободы оказывается то, что человек выходит оттуда по натуре и культуре своей еще большим преступником, чем он был до тюрьмы. К сожалению, сама атмосфера российских тюрем оказывается совершенно непригодной для перевоспитания и формирования полноценного здорового гражданина. Однако многие заключенные оказываются в тюрьмах в молодом возрасте по элементарной глупости или стечению ряда обстоятельств.

И большинство из них можно вернуть на путь исправления, но сегодня в местах заключения они становятся еще больше озлобленными, проникаются криминальной культурой, приобретают новые преступные навыки, а самое главное у них пропадает вера в существование справедливости и гуманности. Кроме того, многие теряют там физическое и психологическое здоровье, что также наносит огромный урон нашего обществу.

Поэтому сегодня необходимо решать проблему условий содержания заключенных, потому что, к сожалению, нам приходится констатировать, что в тюрьмах людям приходится в буквальном смысле выживать, а не жить. Это касается и состояния медицины в тюрьмах, и бытовых условий, и психологической и культурной атмосферы. Ведь все это в совокупности влияет на то, каким человек выйдет из тюрьмы.

Шаг первый – нейтрализация воровской культуры

Люди, которые оказались за решеткой, уже понесли наказание лишившись на продолжительное время одной из самых ценных вещей, которые есть у человека – свободы. Они уже этим наказаны. И дальше нам надо работать по перевоспитанию осужденного. Первым шагом, первой нашей целью является минимизация влияния воровской преступной среды на тех заключенных, которых еще можно спасти. И для этого надо использовать все возможности.

Здесь надо понимать, что существующая сегодня тюремная субкультура, которая и формирует преступные повадки и криминальный образ жизни тех, кто сидит в тюрьмах, является некоторым ответом на те порой ужасающие условия содержания людей за решеткой. Конечно, эта субкультура существовала бы в любом случае, однако такой влиятельной и системообразующей ее делает именно недружелюбная окружающая этих заключенных среда. Воровской закон кажется им более справедливым и честным нежели тот уровень унижения, который им приходится терпеть за решеткой.

Ведь, что такое воровской закон? Это, некоторая система организации жизни людей, с четкими правилами и понятийным аппаратом, который претендует на свое понимание справедливости, но как итог приводит к появлению большего числа преступников в обществе и романтизации криминальной жизни. Само появление воровского закона и связанной с ним преступной субкультуры стало результатом противодействия преступников государству. Поэтому, когда осужденный оказывается в тюрьме и видит те социальные и бытовые условиях, в которых ему предлагают жить, в нем просыпается чувство протеста, актуализируется ощущение, что с ним поступают несправедливо и он, в итоге, присоединяется к этой субкультуре.

Напомню, большинство людей, которые оказываются в местах лишения свободы изначально не являются носителями этого криминального/воровского образа жизни, как правило они проникаются этой культурой уже в застенках, что ведет их жизнь дальше по наклонной. И в итоге мы получаем новое число опасных для общества маргиналов, которые после освобождения будут негативно влиять на социальный фон нашей жизни. Именно поэтому важно нейтрализовать влияние культуры воровской среды на заключенных. И одним из первых и важнейших направлений работы в этой связи является улучшений условий жизни заключенных – это касается как бытовых вопросов и медицинского обслуживания, так и отношения к ним на территории тюрем и колоний.

Однако, это только первый шаг. Он очень важен и фундаментален, но за ним должен последовать шаг второй – заключенные на территории тюрем должны найти для себя некоторую отдушину, которая позволит им направить свои силы в созидательное русло.

Шаг второй – перевоспитание преступника

Очень важно помнить, что тюрьма должна именно перевоспитать преступника. В некотором роде территория тюрьмы должна стать первым или вторым университетом для человека – то есть местом, где он получит новые знания, новый опыт, откроет для себя жизнь с новой, возможно, неизвестной для него стороны. В тюрьме преступник должен пересмотреть свои взгляды на жизнь, чтобы уйти дальше от воровской среды в сторону человека полноценного, культурного и что особенно важно законопослушного.

Реализация этого второго шага также сложно как и реализация шага первого. Он требует особой концепции социальной работы в тюрьмах, где вопрос культурного и духовного воспитания оказывается центральным. И здесь необходима комплексная работа, в которой нужно учитывать множество факторов.

В тюрьме человек должен найти для себя разные способы для собственной реализации – например, кто-то может получить в местах лишения свободы новое образование, кто-то найти новую работу, а кто-то сможет посвятить себя духовному и культурному обновлению. И надо сказать, что как в российских тюрьмах, так и в международной практике есть примеры подобной организации жизни заключенных. Поэтому необходимо изучать этот опыт внимательно, а затем стараться его распространить на остальные места заключения.

Нам нужно пересмотреть роль и место тюрем в нашем обществе. Конечно, как я уже писал, тюрьма это и карательное место, но сам факт лишения свободы уже серьезное наказание для человека. И поэтому гораздо дальновиднее теперь думать о том, каким человеком осужденный выйдет из тюрьмы – еще большим по своему духу озлобленным преступником или новой личностью, способной принести пользу нашему обществу?

Этот второй шаг сложен еще и тем фактом, что само наше общество, возможно, не готово к пересмотру иной роли тюрьмы. Достаточно вспомнить, с каким удивлением наши люди смотрят телесюжеты о тюрьмах в Скандинавии, где тюремные камеры порой напоминают номера отелей. Понятное дело, что здесь возникает вопрос о том, что и средний уровень жизни в стране должен быть хотя бы близким с скандинавскому, чтобы менять сами тюрьмы, без негативного отношения к этим изменением со стороны общества.

Однако не стоит недооценивать то насколько положение дел в тюрьмах влияет на общественную, экономическую и даже политическую ситуацию в стране. Ведь влияние тюремной и криминальной среды на целые поколения нашего общества огромное. Вспомним позднесоветское и постсоветское время, а именно то, насколько культурно эта криминальная среда повлияла на нашу страну. И от этого наследия мы не можем избавиться до сих. Ведь представления о том, что в жизни можно чего-то достичь, только отобрав что-то у кого-то, или доказав свое силовое доминирование, настолько глубоко вросли в нашу культурную психологию, что фактически тормозят развитие нашей страны, понижают ее конкурентоспособность в мире, где ценится интеллект, образование и нестандартное мышление.

Поэтому не может не вызывать тревогу та новая волна популярности криминальной культуры среди современной молодежи, которую мы видим на примере субкультуры АУЕ. Массовая популярность такого движения просто погубит будущее нашей страны и отправит нашу страну в средневековье, то есть в те времени, когда победы достигались только через силовое доминирование. АУЕ это популяризация воровского закона, тюремных понятий, криминального образа жизни и зековской манеры поведения. Это тупик развития общества, который переворачивает представления о добре и зле.

Именно по этой причине нам необходимо минимизировать культурное влияние криминальной среды на наше общество. И побеждена это субкультура должна быть именно в своем очаге – в местах лишения свободы. Для этого там должны быть созданы совсем другие условия жизни, которые диктуют другие ценностные и культурные модели поведения. Для этого надо использовать возможности онлайн образования, религиозного просвещения и трудовой занятости. Человек за время жизни в тюрьме должен повысить свою духовность, образование и материальное состояния, чтобы выйдя на свободу он чувствовал себя другим человеком, у которого есть а) материальные средства для жизни, б) образование для поиска новой работы и в) духовное преображение для нового смысла жизни.

Илдар Баязитов

14.03.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2024 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
При поддержке Фонда развития исламского Интернета

Использование баннера и логотипа мечети "Ярдэм" возможно только с письменного разрешения руководства мечети "Ярдэм". Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дизайн сайта — Студия Ариф