Одна из важнейших функций мусульманского духовенства сегодня это участие в перевоспитании преступников. Почему это роль имеет большое значение? Связано это с тем, что в тюремной системе России относительно регулярно встречаются осужденные, которых представители разных деструктивных и экстремистских сект смогли ввести в заблуждение через манипулирование исламскими символами. Преувеличивать их значение среди общего числа мусульман в тюрьмах не стоит, но и преуменьшать это число также не следует.
Криминальные сети могут быть использованы для продвижения экстремистских учений и поэтому мусульманское духовенство должно понимать важность работы с осужденными мусульманами. Первый и самый важный шаг, который должно сделать мусульманское духовенство в общении с заключенными сегодня это понять, как живут люди в заключении и какие проблемы их волнуют. Важно понимать, что имам, который приходит регулярно в тюрьмы это один из немногих людей со свободы, который общается с осужденными.
Современные имамы должны понимать это и поэтому им необходимо в первую очередь стать глотком свежего воздуха для людей, которые находятся в застенках. Имамам следует думать над тем, как помочь арестантам в решении их проблем, каким образом они могут дать надежду заключенным, что последним удастся изменить их жизненный путь. Это первое и самое главное, о чем стоит задуматься имамам, когда они приходят в тюрьмы.
Надо понимать, что на имамах лежит большая ответственность, так как они для мусульман в заключении являются представителями традиционного ислама, то есть традиционных исламских ценностей. И то, какое отношение им удастся наладить с осужденными непосредственно повлияет на восприятие традиционных исламских ценностей в среде заключенных. Имаму заключенные должны доверять именно из-за его человеческих качеств, они не должны видеть в нем чиновника, который будет им просто диктовать как правильно исполнять религиозные обряды.
Очевидно, что перевоспитание осужденных из преступников в законопослушных граждан должно идти путем смягчение нравов заключенных, через формирование у них понимания того, что мир вокруг не враждебен и что через религию они смогут вернуться к нормальной полноценной жизни. Это первый и очень важный элемент в работе мусульманского духовенства в исправлении преступников.
Второе и не менее важное – мусульманское духовенство должно обеспечивать осужденных необходимой религиозной литературой и знаниями об исламе, то есть давать уроки, советовать и привозить книги, читать проповеди. Имам должен показать, что в России много мусульманской литературы, основанной на традиционных ценностях, в которых арестанты могут найти ответы на большинство волнующих их вопросов и что брошюры деструктивных сект по своего интеллектуальному и социальному уровню заметно этой традиционной мусульманской литературе уступают.То есть имам должен иметь хорошую религиозную квалификацию, чтобы подготовить религиозный компонент в образовании осужденных на должном уровне.
Третье, конечно, имам должен иметь и достаточный уровень светской образованности – с имамом должно быть интересно беседовать, он должен уметь поддержать разговор, расположить к себе собеседников, то есть владеть необходимыми риторическими приемами. Все это нужно, чтобы он был интересным собеседником.
Представители мусульманского духовенства должны не только приложить максимум усилий, чтобы облегчить пребывание осужденных в тюрьмах, ограждая их в том числе от влияния деструктивных сект, но также должны готовить заключенных к тому, чтобы они смогли вернуться к полноценной жизни после освобождения. Это очень важный и довольно сложный элемент в работе мусульманского духовенства. Дело в том, что все прекрасно понимают то, какие предубеждения существуют в обществе относительно бывших заключенных и поэтому процесс ресоциализации бывших осужденных это крайне важный компонент их исправления.
Существование проблемы ресоциализации осужденных говорит нам о том, что работа мусульманского духовенства с этой категорией граждан должна продолжаться и после освобождения заключенных. Совершенно очевидно, что мусульманским организациям необходимо открывать центры ресоциализации бывших заключенных, чтобы снизить вероятность рецидивной преступности и уменьшить шансы того, что они попадут под влияние деструктивных сект.
То есть работа с бывшими осужденными не менее важна, чем работа с темы, кто находится в заключении. В таких центра ресоцализации бывшие заключенные не только должны получать психологическую помощь, религиозное образование и наставления, но находить новых друзей, которые помогут им устроится в новой жизни на свободе. Кроме того, в таких центрах бывшие осужденные должны понять ценность социального служения и при наличии желания реализовывать себя в религии и приносить пользу на этой стезе, сами смогут участвовать в социальных и благотворительных проектах. Такое участие может занять их и канализировать их энергию в созидательное полезное русло.
Таким образом, мы видим, что участие мусульманского духовенства в воспитании и ресоциализации осужденных явным образом не ограничивается исключительно религиозным воспитанием, но и касается практической сферы и даже простирается далеко за пределы границ тюрем. Это в свою очередь говорит нам о том, что имамы, которые идут работать в тюрьмы должны обладать определенными человеческими качествами и быть широко образованными как в религиозных, так и в светских науках.
Илдар Баязитов