Наше общество многогранно, и по воле Всевышнего Аллаха, оно разное. Есть богатые и бедные, сильные и слабые, здоровые и больные. В силу назидания, Всевышний не сделал нас равными, но у каждого есть права, наделенные Им. Они есть и у слабых и больных, которые именуются инвалидами.
Право бедных, слабых и обездоленных на социальную защиту подтверждено в нашей религии. Это не является какой-то милостью или помощью со стороны государства. Это обязанность, которую Аллах Всевышний возложил на людей. Социальная защита в исламе – это проявление религиозного братства, о котором не раз говорится в Священном Коране. В точки зрения ислама социальную ответственность за них несут не только семьи, но и само общество. Более того, религия ислам видит в каждом инвалиде – индивида, способного самостоятельно решать вопросы жизнедеятельности.
Нынешние мусульмане к инвалидам, порой, относятся как к больным людям, воспринимая их жизнедеятельность неполноценной. Хотя с точки зрения шариата с инвалидов не спадает обязанность совершать намаз, и, если он богатый человек - выплачивать Закят. Конечно, в действительности большинство инвалидов у нас бедные, но и такие случаи в жизни бывают, и они не единичны. Важно отношение к ним. Необходимо понимать, что инвалид, такой же мусульманин с правами и обязанностями, как и мы с вами, единственное чем он от нас отличается, так это тем, что, благодаря ему мы можем стать ближе к нашему Господу, получить награду от Него и возможность попасть в Рай, совершая благое деяние, помогая ему.
Все мы прекрасно знаем историю про незрячего сподвижника, из-за которого Всевышний Аллах упрекнул посланника Аллаха в суре «Аббаса». Это Абдулла ибн Умм Мактум. Посланник Аллаха возложил на него обязанность муаззина. Тринадцать раз по велению пророка он был имамом во время намаза. Дом Абдуллы бин Умм Мактума находился далеко от мечети. По причине того, что не было человека, кто мог бы провожать его в мечеть для намаза, Умм Мактум попросил у пророка выполнять намазы дома. В ответ на это пророк сказал ему, что если он хочет призыва на молитву, то непременно должен ответить на него. Тем самым пророк указал на важность совершения коллективного намаза, вне зависимости от ограничений возможности.
Но в то же время, пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего, было велено относиться к инвалидам хорошо. Помощь инвалидам считалось благим делом, благодаря которым достигалось довольство Всевышнего Аллаха.
К примеру, пророк наставлял: «Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности садака» - приведено имамом Ахмадом ибн Ханбалом в его «Муснаде».
Пророк объяснял, что почтительное уважение и помощь инвалиду – одна из разновидностей поклонения и благодаря им достигается благоденствие (баракят) в обществе. Посланник Аллаха, мире ему и благословение Всевышнего, очень хорошо относился к инвалидам: угощал их, шутил с людьми с ограниченными возможностями, создавал условия для их участия в социальной жизни, а также для их трудовой деятельности. Способствовал в обретении успеха в повседневной жизни.
Есть очень интересная история. Во времена пророка жил сподвижник по имени Захир. Он был с ограниченными возможностями, и поэтому стеснялся появляться на людях. Он жил в пустыне. Посланник Аллаха как-то собрал некоторые фрукты и растения пустыни и предложил Захиру вместе продавать их на рынке Медины. Посланник Аллаха помогал Захиру продавать фрукты и наряду с этим делал ему комплименты. Однажды пророк сказал: «Захир – наша пустыня, а мы его город». - передано ат-Тирмизи, в книге «Шемаил».
Пророк Мухаммад, советовал нам хорошо относиться к людям с ограниченными возможностями, проявлять по отношению к ним милость, не стыдить их. Пророк предостерегал сподвижников смотреть долго на инвалида и исследовать его изъяны. Это считается плохом тоном в исламе. Он учил им помогать, а не обсуждать их и забывать про них, чем, к сожалению, часто грешат нынешние мусульмане.
Сегодня инвалидность понимается как проблема человека, но не проблема общества. Почему мы не помним изречение посланника Аллаха, где он говорит: «Всевышний помогает Своему рабу - пока тот помогает своему брату по вере!» - передано имамом Ахмадом в своём «Муснаде». Почему мы думаем, что это касается только знакомых нам людей и вовсе не касается инвалидов? И где же наше милосердие и сострадание по отношению к нашим братьям из числа инвалидов, к которому призывает пророк Мухаммад? Ведь он сказал: ««Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы Тот, кто на небесах, был милосерден к вам» - передано ат-Табарани и аль-Хакимом.
Надо понимать, что во времена пророка, мир не был идеальным. Пророка также окружали инвалиды. Абдуррахман бин Ауф – один из десяти человек, кому был обещан рай при жизни. Вследствие ранения, полученного в сражении при горе Ухуд, он остался инвалидом. У Муаза бин Джабаля была повреждена нога. Посланник Аллаха назначил его наместником Йемена. У Амра бин Джамуха были повреждены обе ноги. В то же время он был в числе первых, кто принял мученическую смерть в битве при горе Ухуд, что очень потрясло посланника Аллаха. Амр бин Туфейль и Бера бин Малик проживали свои жизни с больным организмом. Имран бин Хусейн годами был прикован к постели. О Муайлибе говорят, что он был болен проказой. Муаз бин Амр потерял руку. Обрадованный раем Талха потерял пальцы.
А давайте вспомним о незрячих сподвижниках: Аббан бин Абдульмутталиб, Абдулла бин Аббан, Абдулла бин Джахш, Умейа бин аль-Аскар, Абдулла бин аль-Акрам, Умейр бин Адий, Абу Абдуррахман аль-Йербу, Ибн Аби Эвфа, дед Абу Бакра – Абу Кухафа, Хариза бин Нуман, Сагд бин Аби Ваккас. Про таких как они, посланник говорил словами Всевышнего: «Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» - передано имамом аль-Бухари.
Но посланник Аллаха никогда не смотрел на инвалидов как на отверженных существ. Наряду с многочисленными советами всячески помогать им, в некоторых случаях он даже давал поручения таким людям. Кроме всего этого, как мы видим, он успокаивал людей с различными физическими недостатками и увечьями радостными сообщениями о ждущих их райских наслаждениях. Пророк учил сподвижников понимать, что достижение благоденствия в этом мире зиждется на больных обездоленных! Ведь они, из-за своих болезней, более близки к Раю, чем обычные люди.
Тимур Шарафиев