Вне богословских, метафизических характеристик совместное разговение верующих имеет огромное количество разноплановых вполне практических преференций. Не всегда они носят однозначно положительный окрас — рассмотрим их с точки зрения исполнительного директора попечительского совета фонда «Ярдэм» Рената Музаферова.
Основы культуры празднования Рамадана
Можно соглашаться, можно не соглашаться, но ифтар (в этом ракурсе скорее весь институт поста — Уразы) — это инструмент социального уравновешивания. Разумеется, тотально всех уравновесить не получиться, но факт того, что чувство голода приходит ко всем, — неоспорим. Коллективный ифтар — один из эффективнейших инструментов объединения мусульман (на время ифтара). Рамадан, будучи ежегодным духовным «пит-стопом» верующего, позволяет на некоторое время выбраться из пучины мирской суеты, укрепить социальные связи между верующими.
Совместные разговения закладывают основы культуры празднования Рамадана на перспективу — через детей. Всем нам привычен праздник Новый год, с которым связаны определенные ассоциации, например, запах мандаринов — ведь эта традиция тоже сформирована у нас с детства. А посему общественные ифтары в мечетях или на любых других площадках с участием детей являются хорошим задатком для продолжения и развития традиций празднования Рамадана.
Развитие традиций отечественного меценатства
В свете предыдущего пункта значимым представляется роль меценатов данных ифтаров. Как мы уже сказали, очевидный аспект — кормление людей — далеко не первостепенный. Вклад меценатов (в данном случае материальный) носит стратегический характер, сам по себе демонстрирует зрелость и осознанность мусульманской общины. Сохранение, а скорее даже воссоздание культуры меценатства сегодня, — это одна из основ поступательного развития татарского языка и культуры. Позиционирование управленческого истеблишмента, бизнес-элит в качестве подспорья инновационным инициативам молодежной (и не только) среды будет способствовать формированию ответов на современные вызовы.
О зрелости мусульманской общины также свидетельствует факт активного включения в организацию ифтаров волонтерского крыла мусульманской молодежи. «Рамадан — месяц добрых дел» — гласит девиз мусульман во время поста. Справедливости ради нужно отметить, что в волонтеры идет не только молодежь, но и люди зрелого возраста. Активная, созидательная гражданская позиция в этот период приобретает значимость как в мирском, так и вечном измерении.
Нужно отметить также ряд неоднозначных моментов, которые требуют некоторого уяснения. Например, чаще всего все коллективное в исламе связано с сильным полом. Здесь, конечно, просматривается почва для феминизма, проникающего уже даже в мусульманскую среду, и это факт. Бывает так, что при увлечении общественной жизнью страдает семейный климат. В данном случае мы должны сделать наставление самим себе — с большей ответственностью расставлять приоритеты и не причинять несправедливости своим благоверным, даже в делах религии/поклонения.
Очевидцы часто сетуют, что-де в глобальных застольях принимают участие те, кто особо не замечен в религиозности. Кто-то и вовсе обвиняет иных в рвачестве и отсутствии банальных правил приличия. Давайте приведем здесь известную историю. Однажды в мечеть Пророка пришел бедуин и, к ужасу всех прихожан, стал справлять свою малую нужду прямо внутри мечети. Народ сильно возмутился, но Пророк Мухаммад попросил не трогать его.
Он обратился к сподвижникам со следующими словами: «Мы пришли, чтобы облегчить людям, но не усложнять». Это мудрая реакция Пророка, которая говорит о том, что человек несовершенен, допускает ошибки, а правоверный мусульманин должен быть милосердным. В конце концов, пусть в разговении принимают участие и люди маловерующие — это жест доброй воли мусульман.
Рамазан-2021 в фонде «Ярдэм»
В этом году, учитывая все требования законодательства в части общественных мероприятий, руководством национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм» принято решение о проведении комбинированного ифтара.
Что это такое? Поясню. Это традиционное совместное разговение с учетом требований социальной дистанции и дистанционного обеспечения еды. Но приоритет будет смещен именно на дистанционную форму: доставку ланч-боксов постящимся из числа маломобильных групп населения, престарелых и малоимущих. Для мусульман, пришедших в мечеть на вечерний (ахшам, магриб) намаз, также предусматривается раздача определенного количества упакованных порций еды. Всего в день планируется раздавать порядка 1,2 тыс. порций еды. Стоимость одного ифтара составляет 250 рублей.
Важно подчеркнуть, что любой взнос, с намерением накормить постящегося — будь то один, два или десять человек — многократно увеличивает награду жертвующего, является, своего рода, мольбой за всех тех ушедших родственников, которые были причиной появления духовно богатого потомка. Текущий год объявлен в Республике Татарстан годом родных языков и народного единства. Учитывая мультикультурный ландшафт нашего региона, совместное разговение вносит значительный вклад в укрепление партнерских, добрососедских отношений представителей различных этносов и культур.
Поддерживая фонд «Ярдэм», Вы поддерживаете живых людей.
Благотворительность спасает жизни! Не оставайтесь в стороне!
___________
Телефон горячей линии: 8 (960) 048-07-78
Вы можете перечислить любое пожертвование на странице фонда «Ярдэм» пройдя по ссылке https://taplink.cc/fond_yardem
Реквизиты НИБФ «Ярдэм»
ИНН 1658087725
КПП 165801001
ОГРН 1071600003530
БИК 049205603
р/с 40703810562000000971
к/с 30101810600000000603
в Отделение «БАНК Татарстан» 8610 ПАО Сбербанк.
Назначение платежа: «Благотворительная помощь на социальные проекты»
Автор статьи
Ренат Музаферов,
исполнительный директор Попечительского Совета фонда «Ярдэм»
Использование баннера и логотипа мечети "Ярдэм" возможно только с письменного разрешения руководства мечети "Ярдэм". Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.