В конце апреля 2013 года у молодежного отдела ДУМ РТ появился новый руководитель – Айнур Ахметшин. Прошло уже больше года с момента его назначения, и мы решили встретиться с ним, чтобы поговорить о том, что удалось сделать за это время, а также о планах его отдела и о том, какой, на его взгляд, должна быть современная молодежная политика мусульманских организаций.
- Айнур, ас-саляму алейкум. Вы больше года возглавляете молодежный отдел Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Каково это отвечать за такое стратегическое направление?
- Работа молодежного отдела, вообще, очень ответственная, мы понимаем, что от нас, и от меня, в частности, многого ожидают, поэтому времени на раскачку у нас не было. Руководство Духовного управления мусульман РТ поставила перед нашим отделом большие цели, поэтому мы стремимся оправдать доверие. Конечно, не всегда все бывает гладко, потому что направление не простое. Работа с молодежью для религиозной организации дело очень ответственное. С апреля прошлого года в ДУМ РТ была создана новая управленческая команда. Конечно, в своем отделе мы опирались на опыт предшественников, однако многое, фактически, приходилось делать с нуля.
- Какие задачи перед вами были поставлены?
- На первом этапе перед нами поставили цель организовать волонтерское движение в Татарстане. Это было и остается приоритетным направлением. За этот год мы создали 20 волонтерских отрядов по всей Республики. Каждый отряд состоит примерно из 10-15 молодых ребят, которые объединены одной благородной целью – помогать нуждающимся. Это неравнодушные люди, которые заражены идеей социального служения. Последнее время принято ругать молодежь, однако среди нашей мусульманской молодежи очень много тех, кто хочет заниматься созидательной работой.
Эти волонтерские отряды работают с различными реабилитационными центрами, помогают инвалидам, пенсионерам, сиротам, организуют экологические и просветительские акции. Члены отрядов порой на своих руках носят обездвиженных инвалидов, чтобы показать им, например, дельфинариум или организуют для них специальные праздничные мероприятия. Сегодня в дни священного Рамадана волонтерские отряды принимают активное участие в проведении ифтаров. Кстати, в проведении второго республиканского ифтара решающую роль сыграли наши волонтеры.
Наверное, главный вывод, который я сделал за первый год работы – это то, что зря ругают нашу молодежь. Наша молодежь обладает огромным потенциалом, многочисленными талантами и самое главное она не равнодушна и чувствительна к тем социальным проблемам, которые есть в нашем обществе. Наша молодежь – это главный актив Татарстана, его потенциал.
Вся наша работа за эти годы исходила их следующего посыла: что наша мусульманская молодежь стоит на активных жизненных позициях, что она не скованная, что она открытая. Это должно было почувствовать все наше общество. Мне кажется, нам это отчасти удалось.
- С чем связано такое внимание к молодежному вопросу?
- Татарстан в плане возраста очень молодая республика, а Казань и вовсе студенческий город. Я уже не раз приводил такие цифры: в Казани каждому третьему жителю от 14 до 30 лет, в столице Татарстана живет около 200 тысяч студентов, а это каждый шестой или седьмой житель. Татар сейчас больше половины населения Татарстана. Социологи и политологи пишут о том, что мусульманами себя считают от 80 до 90 процентов татарской молодежи, а к строго практикующим (исполняющим все столпы религии) себя относят от 6 до 10 процентов татарской молодежи.
Кроме того, по моим наблюдениям, существует большой переходный пласт мусульманской молодежи – они еще не строго практикуют все столпы, но и светскими уже их не назовешь. Например, это те, кто старается ходить на пятничные намазы, стараются покупать халяльное мясо, иногда что-то читают об исламе. Такую молодежь я бы назвал активно-интересующейся. Посмотрите, как развивается халяль-индустрия в Татарстане! Халяльная мясная, и прочая продовольственная продукция, есть почти в каждом магазине. Не за счет же 5-10 процентов практикующих мусульман из числа молодежи она развивается! Значит, есть какой-то пласт населения, которые не просто считают себя мусульманам (так называемые «этнические мусульмане»), а которые стремятся к своей религии, что-то уже практикуют, интересуются, читают. Есть, например, мусульманки, которые еще не носят платок, но читают намаз, не пьют алкоголь, покупают халяль.
Я вот стараюсь внимательно отслеживать и читать, что пишут о мусульманах, живущих в России, в Татарстане. И как-то никому из авторов и ученых не удалось дать определение этой переходной группе. Обычно пишут: практикующих мусульман среди молодых татар в Татарстане не больше 10 процентов (а то и вовсе меньше), а остальные просто называют себя мусульманами (не практикующие мусульмане, светские мусульмане). Меня смущает такое разделение на практикующих мусульман и светских мусульман. Для меня как человека, который каждый день общается с татарской молодежью картина сложнее.
-А как же?
-Во-первых, мы как ханафиты-матуридиты должны признать, что если человек называет себя мусульманином и искренне верит в это сердцем, то он мусульманин. Как это можно вообще исследовать? То, что у человека в сердце. Во-вторых, да, среди татарской молодежи по самым оптимистическим подсчетам 10 процентов практикующих, а как быть с остальными? Всех под одну гребенку? И тех, кто говорит, что он мусульманин, однако носит золотой полумесяц, проводя все выходные в ночных клубах? И тех, кто по пятницам ходит в мечеть, читает мусульманскую литературу, покупает халяльное мясо и постится в Рамазан, однако пока не совершает пятикратный намаз и не платит закят? Я думаю, такая вот переходная группа в Татарстане это, наверное, десятки тысяч молодых ребят.
Наша цель работать со всеми: с соблюдающими мусульманами, полу-практикующими, светскими. Наши двери открыты для всех, кому интерес ислам, кто не равнодушен и стремится к созидательной работе.
-Получается, Вы считаете, что мусульманским молодежным организациям надо быть максимально открытыми?
Конечно! И самой мусульманской молодежи и их объединениям необходимо отказаться от изоляционистских настроений и прилагать все усилия, чтобы стать полноценной частью общества. Мы должны стать примером для остального общества, мы должны быть привлекательными. Это же и вопрос дагвата. Я думаю, в нашем обществе могло бы быть еще больше исполняющих все столпы ислама мусульман, если бы мусульманские организации старались работать не только в мечетях, но и за их пределами.
Например, волонтерство – это ведь не только помощь мусульманам. Вовсе нет. Ведь настоящий мусульманин должен помогать человеку независимо от того, к какой национальности или религии он принадлежит. Наши волонтеры вообще должны приносить пользу всему обществу. От этого все выигрывают – и общество, в целом, и мусульмане, в частности.
Да и в самих мечетях, необходимо активизировать работу, чтобы люди, которые не привыкли ходить в мечеть, не боялись туда заходить. Важно, чтобы люди могли переступить порог мечети и получить там радушный прием. Это очень важно для возрождения традиционных мусульманских ценностей у татар.
Сегодня в каждой мечети, в каждом мухтасибате надо открывать молодежные отделы. Ведь молодежь активна, общительна, молодежь владеет современными техническими и социальными инструментами работы. Это стратегически важно именно сегодня.
-А Вы не опасаетесь, что такие отделы из-за своей активности будут фактически дублировать работу Вашего отдела?
-Мне сама постановка вопроса кажется очень странной. В том то и дело, что молодежный отдел ДУМ РТ должен стремиться к тому, чтобы мусульманских молодежных клубов, кружков, объединений было максимально много. Фактически для них мы выполняем координирующую функцию. Помочь методически, организационно, запускать какие-то совместные акции по всему Татарстану, объединять эти организации – вот это и есть координация, которой мы должны заниматься и занимаемся.
Сейчас важно создать социальную и организационную базу для созидательной работы молодежи. Ведь ответственность направления, которым я занимаюсь связано в том, что и с тем, что наша молодежь, к сожалению, часто бывает подвержена влиянию разных деструктивных сил. Вы сами видите, что сейчас происходит в мире: митинги и революции, в которых, как правило, самую активную часть составляет молодежь, ведомая разными новыми информационными и психологическими технологиями, внесли дестабилизацию во многие государства. Для многих стран это стала настоящей катастрофой.
Наша цель – не допустить ничего подобного на нашей Родине. Мы не только молим Всевышнего оградить нас от таких несчастий, но и прилагаем большие усилия, чтобы занять молодежь действительно важными делами. Желание молодежи самореализоваться совершенно естественно, наша же цель, создать условия для созидательных форм проявления этого желания.
Сегодня нельзя допустить, чтобы молодежь была предоставлена сама себе, как в раннее постсоветское время, когда она оказалась подвержена влиянию разных деструктивных и радикалистских течений. Сейчас не лихие 1990-е, пришло осознание, что ситуацию надо менять. Поэтому работа с молодежью это приоритет сейчас. Например, волонтерство один вариантов такой работы.
-Наверное, волонтерская работа – это не единственное направление молодежного отдела?
- Конечно же, нет! Большое значение имеет также просветительская работа. В частности, мы организовали молодежный клуб «Иман йорты». Это большое начинание. В рамках «Иман йорты» есть несколько проектов: «Мусульманский молодежный клуб», который действовать в двух направлениях – встречи и круглые столы в мечети «Ярдэм» и клуб для общения в кафе «Рэйхан»; также существует «Клуб юных мусульманок» для девочек 10-14 лет и «Клуб мусульманок» для девушек 18-30 лет. В рамках заседаний этих клубов мы организуем встречи с известными религиозными деятелями, учеными и просто интересными людьми. Проводим различные акции. Например, большой резонанс вызвал большой велокросс по мечетям Татарстана в честь начала благословенного месяца Рамадан. Мы также организуем спортивные соревнования, например, футбольные турниры, экологические акции (посадка деревьев, очистка парков) и т. д. Для нас важно вести работу, что называется «вживую», а не только виртуально. Ничего не поделаешь, сейчас век компьютеризации, но мы все равно должны оставаться живыми людьми, и важно простое человеческое общение. Неспроста же любая работа «онлайн» воспринимается как просто пиар-акции. А нам сейчас не до пиара, надо работать «засучив рукава».
-Каким образом, молодежный отдел взаимодействует с государством?
-В этом направлении также ведется активная работа. Ведь это тоже входит в наши функции.
За этот год мы наладили сотрудничество с миграционной службой, управлением по контролю за оборотом наркотиков, судебными приставами, прокуратурой, МВД. Были организованы совместные круглые столы и прочие мероприятия, чтобы обсудить с представителями государственных ведомств актуальные для мусульман вопросы.
-Таким образом, уже сейчас можно говорить, что становление молодежной политики в ДУМ РТ состоялось. И первые предварительные итоги мы видим. Однако, какие на Ваш взгляд тенденции в молодежной среде мусульман Татарстана присутствуют? Какие у молодежи настроения?
Конечно же, разные. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но мне кажется, что несмотря на то, что существуют некоторые сложности на определенных участках работы, в целом процессы происходят позитивные. Социально-экономическое благополучие Татарстана, мудрая политика руководство Республики и страны, дает свои результаты. Хотя радикализация, определенной части молодежи все же происходит, но много и таких, которые как и их другие сверстники, ориентированы на то, чтобы строить карьеру, заводить семьи и созидательно работать. Это довольно-таки значительная часть мусульман Татарстана. Это база стабильности в нашем регионе. Конечно, есть горячие головы, которые оказываются под влиянием мифов и манипуляций разных деструктивных сил. Это происходит от избытка влияния извне. Однако их влияние стараемся минимизировать, они маргиналы, у которых нет будущего в нашем регионе.
Мне кажется, современные мусульмане в Татарстане ориентированы на социализацию. Они работают, в массе своей осваивают светские профессии, они целеустремленные, семейные и трудолюбивые. Мне кажется, что именно этика ислама, которая диктует мусульманину быть честным, трудолюбивым, чистоплотным, не тратить время впустую, быть непьющим, это большой ресурс для экономики Татарстана. Наше общество уходит от дикого капитализма и мораль и нравственность становятся в том числе деловыми качествами. Наверное, любой работодатель мечтает о непьющем, трудолюбивом, ответственном и честном сотруднике. Поэтому современные мусульмане достаточно легко становится успешными людьми. Все просто – на трудовом рынке такие люди нужны. И я вижу, что молодежь мусульманская успешна именно благодаря своим личным характеристикам. В этом отношении нет никакой разницы между Татарстаном и, например, Москвой или Екатеринбургом. Мусульмане везде в одинаковой степени легко интегрируются и строят свою карьеру.
Второй важной особенностью, является то, что молодые мусульмане патриотично настроены. И это тоже подавляющее большинство. Да, они учат разные иностранные языки, ездят по миру, читают разную литературу, но, тем не менее, они остаются патриотами своей родины, своих традиций и своей культуры. Ислам – это их душевный, нравственный выбор, который очень хорошо совмещается с патриотизмом. Мусульмане хотят, чтобы их Родина развивалась, чтобы ее обошли стороной катаклизмы и волнения. В этом заинтересовано подавляющее число мусульман в Татарстане, в этом я нисколько не сомневаюсь.
Для татар вообще в целом характерно высокая степень интеграции. Те маргинальные анклавы мусульман, которые не хотят интегрироваться и настроены конфронтационно обречены на скорое исчезновение. Потому что в нашем обществе для них почти не осталось социальной базы. Люди не хотят быть аутсайдерами, они хотят быть продвинутыми и успешными, это касается и мусульман. Под успехом я имею ввиду не только материальные блага, успех это ведь и духовный и нравственный рост.
Мне кажется, что татарские мусульмане вообще могут быть примером для остальных мусульман нашей страны. Ведь татары исторически всегда были самой прогрессивной и успешной частью российской уммы, эту пальму первенства нам нельзя упускать. В этом отношении нам надо продолжать славную традицию наших предков: Марджани, Курсави, Баруди, Максуди, Акчура, Буби и прочих татарских богословов, мыслителей и общественных деятелей, которые сделали из татар передовую мусульманскую нацию.
Беседовал Тимур Шарафиев